Коррекция психоэмоционального напряжения в дошкольном возрасте

Психическое здоровье ребенка – залог его успешности во всех сферах его развития – умственном, физическом, социально-личностном и др. Поэтому сохранение и приумножение психического здоровья можно считать одним из определяющих направлений работы. В работе с детьми дошкольного возраста часто возникают проблемы психического, эмоционального или интеллектуального переутомления. В силу возрастных физиологических особенностей организма ребёнка, он не в состоянии долгое время концентрировать своё внимание на одном виде деятельности, усилием воли управлять своим поведением. И когда дошкольник перенапрягает свои психические процессы (волю, внимание) наступает момент мышечного перевозбуждения и эмоциональная расторможенность. В этом состоянии ребёнок становится неуправляемым. А частое пребывание в таком состоянии вредно для его здоровья, особенно для иммунной системы организма.Очевидна необходимость поиска новых, более эффективных средств и методов для повышения физической подготовленности и улучшения здоровья детей дошкольного возраста.

В 2009 году наш детский сад № 10 «Светлячок» включился в экспериментальную работу по коррекции психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Целью исследования является разработка и реализация экспериментальной программы коррекции психоэмоционального напряжения у дошкольников средствами индивидуального и индивидуально-дифференцированного подходов. Используя адекватные возрасту детей игровые приёмы, все участники эксперимента в комплексе должны решить проблему снятия психоэмоционального напряжения и сформировать у ребёнка потребность быть здоровым. Основа работы – еженедельные интегрированные оздоровительные, музыкальные и физкультурные занятия, партнёрская, совместная деятельность педагога и ребёнка в течении дня; в течение занятий должны проходить различные виды деятельности: дыхательные и двигательные упражнения, элементарные массажи, пальчиковые и подвижные игры, психогимнастические этюды, ритмические танцы, творческая импровизация.

Обучать тому, как определить свое психофизическое состояние, необходимо начиная с детского возраста. Для этого и родители, и практический психолог, и воспитатель детского сада должны научиться четко разграничивать личностные черты и особенности психического состояния ребенка.

Для того чтобы не допустить психо-эмоционального переутомления, предлагаем использовать смену видов деятельности, физкультминутки, различные игры.

Упражнения на расслабление мыщц рук

1.«Кулачки»

Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, так, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко приятно стало. Слушаем и делаем как я. Спокойно. Вдох-выдох.

И каждое последующее упражнение повторяется три раза.

Руки на коленях, кулачки сжаты.

Крепко, с напряжением, пальчики прижаты. Сжать пальцы.

Пальчики сильнее сжимаем –

Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и

уронить расслабленные руки.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают наши пальчики.

2. «Олени»

Представим себе, что мы – «олени». Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставить пальцы. Вот какие рога у «оленя»! Напрягите руки, напряжение приятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойный вдох-выдох.

Посмотрите: мы – «олени!»

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих, расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени ….

Руки напряжены и расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают наши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.

Упражнения на расслабление мышц ног, рук и корпуса

«Кораблик»

Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу,

Прижимаем к полу правую ногу. Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону. Прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились! Расслабили ногу. Вдох-выдох.

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую — расслабляем.

 

Авторы: старший воспитатель Голова Н.М., педагог-психолог Ерошкина Л.Б.

Скачать этот документ в формате .doc

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Вы можете оставить комментарий или трекбэк с вашего сайта.
Товары для кормления малышей на сайте vdetskommire.biz в Москве
Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.